Виды активности и жизненные увлечения: общение
Вопросы для сбора информации
- В состоянии ли пациент слушать, говорить, видеть, писать или читать, в соответствии с его возрастом?
- Имеется ли у пациента дефект речи?
- Понимает ли пациент наш язык?
- Имеются ли у пациента какие-либо индивидуальные названия или выражения?
- Демонстрирует ли пациент определенные модели поведения, например, зрительный контакт, нервозность?
- Как пациент относится к физическим контактам: положительно или отрицательно?
- Пациент открыт, желает высказаться, или, наоборот, сдержан?
- Пользуется ли пациент слуховым аппаратом, очками?
Проведение беседы
На любой разговор влияют различные факторы:
- жесты и мимика;
- способности собеседника; его опыт в проведении бесед;
- значение темы для участников разговора;
- взаимоотношения между участниками, уважение;
- состояние отдельных лиц в момент разговора;
- ограничение разговора по времени;
- атмосфера и помещение, где проходит беседа.
Модель «между четырех глаз» Шульц фон Туна
При проведении практически любого разговора следует выделить четыре области; их выявление и определение способствует позитивному ходу разговора.
- Область предмета разговора: касается объективной сути разговора. Область предмета разговора всегда связана с одной из других областей.
- Область взаимоотношений: предоставляет информацию об отношении собеседников друг к другу и об их мнении друг о друге. Тон, жесты, мимика и выбор слов подчеркивают мысль (например, «ты для меня много значишь»).
- Область самораскрытия: контролируемая или непроизвольная информация собеседника о собственной личности (например, «я расстроен»).
- Область обращения к собеседнику: желание побудить собеседника к чему-либо, при этом особенно хорошо подходит целенаправленное объединение других областей, чтобы «использовать» других в собственных целях. Опасность манипулирования! (например, «сделай это» или «если ты этого не сделаешь, мне будет плохо»).
Для проведения хорошего разговора необходимы определенные условия.
- Собеседники способны отделить предмет беседы от личности.
- Собеседники в состоянии сформулировать «Я-сообщение» («Твое поведение что-то делает со мной» или «Когда ты так поступаешь, я замечаю, что я ...»).
- По меньшей мере, один из собеседников в состоянии анализировать ход разговора, осознавать тупиковые ситуации или недоразумения и реагировать на них.
- Ложные восприятия называют своими именами, тем самым избегая их отрицательного влияния на течение разговора.
- Сообщения подкрепляют соответствующей мимикой и жестами. Если словесная информация не совпадает с мимикой и жестами, то появляется смущение и недоверие.
- Высказывания формулируют четко и понятно, спрашивают о неясностях.
- Позволяют собеседнику выговориться и внимательно его выслушают.
- Пополняют разговор ответами и впечатлениями.
- Обосновывают собственное мнение, допускают чужое мнение.
- Не дают советов сразу же.
- В конце разговора важно появление перспективы, например, назначают время для следующей беседы, оговаривают «правила игры» при совместной работе.
Указания для проведения «трудных» бесед
Каждую беседу проводят в соответствующем, спокойном помещении, способствующем позитивному течению разговора.
Проявлять осторожность перед злоупотреблением властью, которой наделен вышестоящий персонал.
Если проблемы и напряженность в коллективе не могут быть разрешены самостоятельно, целесообразно обратиться за помощью к супервизору. Супервизор не только разрешит имеющиеся проблемы, но и, наблюдая, поддержит дальнейшие процессы формирования отношений в коллективе.
Проблемы, возникающие в больнице из-за работы, очень разнообразны. Никому не следует требовать от себя самостоятельного преодоления этих проблем.
Виды бесед
Беседа, касающаяся обслуживания:
- целесообразна, прежде всего, между руководством и сотрудниками;
- возможна в любое время, предварительно ее не планируют;
- предусматривает обсуждение проблем и недостатков, поиск способов разрешения вопросов для лучшего понимания коллег по повседневной работе;
- способствует удовлетворенности от работы, мотивации и повышению работоспособности;
- требует дифференцированного подхода, т.е. ее проводят при наличии ясной темы.
Беседа, касающаяся перспектив, требует:
- планирования; следует заранее ясно определить поставленные цели, тему;
- совместного определения целей;
- определения времени, требуемого для выполнения целей;
- установления даты следующей беседы;
- подготовки критикующей беседы.
Критикующую беседу проводят:
- только при серьезных поводах, по актуальным поводам;
- разделяя личность и предмет разговора: не «ты плохой», а «то, что ты сделал, плохо»;
- в отсутствие непричастных слушателей; их к разговору не допускают;
- открыто и ясно приводя критические замечания; не осуждая, а предлагая собеседнику конструктивную помощь.
Методика «выигрывает каждый» (по Томасу Гордону):
- проблему осознают и определяют;
- разрабатывают альтернативные варианты разрешения проблемы;
- альтернативные варианты оценивают;
- принимают решение;
- решение выполняют;
- разрешение проблемы проверяют.
Оценивающая беседа — сочетание критикующей беседы и беседы о перспективах:
- отклонения или задержки определяют и оценивают по договоренности;
- обязательно включают в беседу положительный ответ (мнение).
Беседа-консультация:
- запрашивается сотрудниками добровольно;
- не влечет каких-либо последствий;
- демонстрирует различные способы решения проблемы, консультант сохраняет непричастность.
Информирующая беседа:
- в течение которой производится передача информации.
Нарушения общения, обусловленные заболеванием
Нарушение способностей к вербальному общению, например, при бодрствовании, ИВЛ или после травмы лица, часто сопровождается чувством слабости и беспомощности, неуверенности, неизвестности, страха, отчаяния, агрессивностью, напряженностью и стрессом.
Кроме того, существенную роль часто играет неблагоприятная для общения окружающая обстановка, например, фоновый шум; часто меняющийся персонал или нехватка персонала.
Советы
Пациенты с нарушенной функцией общения требуют очень много внимания от ухаживающего лица.
Ухаживающие лица должны уделять пациенту достаточно времени и обладать способностью серьезно воспринимать сигналы, передаваемые при помощи жестов и мимики.
При общении с пациентом вести себя следующим образом:
- предоставить достаточное количество времени;
- формулировать ясные, короткие предложения и вопросы;
- воспринимать пациента как индивидуальность, ни в коем случае не перебивать его;
- обращаться с пациентом в манере, соответствующей его возрасту и уровню развития;
- ухаживающему лицу разъяснить способности пациента к общению и его возможности (ресурсы).
При работе с пациентами, не способными говорить, но использующими пальцы: способными показать или написать — применяют специальные доски или карты, оформленные соответственно возрасту.
Другие возможности общения с пациентом:
- сжатие пальцев, например, 1 раз — «да», 2 раза — «нет»;
- движение стоп, обговорить значение «да» и «нет»;
- моргание, например, 1 раз — «да», 2 раза - «нет»;
- направление взгляда, обговорить значение «да» и «нет».
|