Виды активности и жизненные увлечения: общение

Вопросы для сбора информации

  • В состоянии ли пациент слушать, говорить, видеть, писать или читать, в соответствии с его возрастом?
  • Имеется ли у пациента дефект речи?
  • Понимает ли пациент наш язык?
  • Имеются ли у пациента какие-либо индивидуальные названия или выражения?
  • Демонстрирует ли пациент определенные модели поведения, например, зрительный контакт, нервозность?
  • Как пациент относится к физическим контактам: положительно или отрицательно?
  • Пациент открыт, желает высказаться, или, наоборот, сдержан?
  • Пользуется ли пациент слуховым аппаратом, очками?

Проведение беседы

На любой разговор влияют различные факторы:

  • жесты и мимика;
  • способности собеседника; его опыт в проведении бесед;
  • значение темы для участников разговора;
  • взаимоотношения между участниками, уважение;
  • состояние отдельных лиц в момент разговора;
  • ограничение разговора по времени;
  • атмосфера и помещение, где проходит беседа.

Модель «между четырех глаз» Шульц фон Туна

При проведении практически любого разговора следует выделить четыре области; их выявление и определение способствует позитивному ходу разговора.

  • Область предмета разговора: касается объективной сути разговора. Область предмета разговора всегда связана с одной из других областей.
  • Область взаимоотношений: предоставляет информацию об отношении собеседников друг к другу и об их мнении друг о друге. Тон, жесты, мимика и выбор слов подчеркивают мысль (например, «ты для меня много значишь»).
  • Область самораскрытия: контролируемая или непроизвольная информация собеседника о собственной личности (например, «я расстроен»).
  • Область обращения к собеседнику: желание побудить собеседника к чему-либо, при этом особенно хорошо подходит целенаправленное объединение других областей, чтобы «использовать» других в собственных целях. Опасность манипулирования! (например, «сделай это» или «если ты этого не сделаешь, мне будет плохо»).

Для проведения хорошего разговора необходимы определенные условия.

  • Собеседники способны отделить предмет беседы от личности.
  • Собеседники в состоянии сформулировать «Я-сообщение» («Твое поведение что-то делает со мной» или «Когда ты так поступаешь, я замечаю, что я ...»).
  • По меньшей мере, один из собеседников в состоянии анализировать ход разговора, осознавать тупиковые ситуации или недоразумения и реагировать на них.
  • Ложные восприятия называют своими именами, тем самым избегая их отрицательного влияния на течение разговора.
  • Сообщения подкрепляют соответствующей мимикой и жестами. Если словесная информация не совпадает с мимикой и жестами, то появляется смущение и недоверие.
  • Высказывания формулируют четко и понятно, спрашивают о неясностях.
  • Позволяют собеседнику выговориться и внимательно его выслушают.
  • Пополняют разговор ответами и впечатлениями.
  • Обосновывают собственное мнение, допускают чужое мнение.
  • Не дают советов сразу же.
  • В конце разговора важно появление перспективы, например, назначают время для следующей беседы, оговаривают «правила игры» при совместной работе.

Указания для проведения «трудных» бесед

Каждую беседу проводят в соответствующем, спокойном помещении, способствующем позитивному течению разговора.

Проявлять осторожность перед злоупотреблением властью, которой наделен вышестоящий персонал.

Если проблемы и напряженность в коллективе не могут быть разрешены самостоятельно, целесообразно обратиться за помощью к супервизору. Супервизор не только разрешит имеющиеся проблемы, но и, наблюдая, поддержит дальнейшие процессы формирования отношений в коллективе.

Проблемы, возникающие в больнице из-за работы, очень разнообразны. Никому не следует требовать от себя самостоятельного преодоления этих проблем.

Виды бесед

Беседа, касающаяся обслуживания:

  • целесообразна, прежде всего, между руководством и сотрудниками;
  • возможна в любое время, предварительно ее не планируют;
  • предусматривает обсуждение проблем и недостатков, поиск способов разрешения вопросов для лучшего понимания коллег по повседневной работе;
  • способствует удовлетворенности от работы, мотивации и повышению работоспособности;
  • требует дифференцированного подхода, т.е. ее проводят при наличии ясной темы.

Беседа, касающаяся перспектив, требует:

  • планирования; следует заранее ясно определить поставленные цели, тему;
  • совместного определения целей;
  • определения времени, требуемого для выполнения целей;
  • установления даты следующей беседы;
  • подготовки критикующей беседы.

Критикующую беседу проводят:

  • только при серьезных поводах, по актуальным поводам;
  • разделяя личность и предмет разговора: не «ты плохой», а «то, что ты сделал, плохо»;
  • в отсутствие непричастных слушателей; их к разговору не допускают;
  • открыто и ясно приводя критические замечания; не осуждая, а предлагая собеседнику конструктивную помощь.

Методика «выигрывает каждый» (по Томасу Гордону):

  • проблему осознают и определяют;
  • разрабатывают альтернативные варианты разрешения проблемы;
  • альтернативные варианты оценивают;
  • принимают решение;
  • решение выполняют;
  • разрешение проблемы проверяют.

Оценивающая беседа — сочетание критикующей беседы и беседы о перспективах:

  • отклонения или задержки определяют и оценивают по договоренности;
  • обязательно включают в беседу положительный ответ (мнение).

Беседа-консультация:

  • запрашивается сотрудниками добровольно;
  • не влечет каких-либо последствий;
  • демонстрирует различные способы решения проблемы, консультант сохраняет непричастность.

Информирующая беседа:

  • в течение которой производится передача информации.

Нарушения общения, обусловленные заболеванием

Нарушение способностей к вербальному общению, например, при бодрствовании, ИВЛ или после травмы лица, часто сопровождается чувством слабости и беспомощности, неуверенности, неизвестности, страха, отчаяния, агрессивностью, напряженностью и стрессом.

Кроме того, существенную роль часто играет неблагоприятная для общения окружающая обстановка, например, фоновый шум; часто меняющийся персонал или нехватка персонала.

Советы

Пациенты с нарушенной функцией общения требуют очень много внимания от ухаживающего лица.

Ухаживающие лица должны уделять пациенту достаточно времени и обладать способностью серьезно воспринимать сигналы, передаваемые при помощи жестов и мимики.

При общении с пациентом вести себя следующим образом:

  • предоставить достаточное количество времени;
  • формулировать ясные, короткие предложения и вопросы;
  • воспринимать пациента как индивидуальность, ни в коем случае не перебивать его;
  • обращаться с пациентом в манере, соответствующей его возрасту и уровню развития;
  • ухаживающему лицу разъяснить способности пациента к общению и его возможности (ресурсы).

При работе с пациентами, не способными говорить, но использующими пальцы: способными показать или написать — применяют специальные доски или карты, оформленные соответственно возрасту.

Другие возможности общения с пациентом:

  • сжатие пальцев, например, 1 раз — «да», 2 раза — «нет»;
  • движение стоп, обговорить значение «да» и «нет»;
  • моргание, например, 1 раз — «да», 2 раза - «нет»;
  • направление взгляда, обговорить значение «да» и «нет».
 
r88.jpg
Пользователи : 1
Статьи : 573
Просмотры материалов : 2216663



Сейчас 104 гостей онлайн