СДВГ у детей


Растить детей очень трудно, даже здоровые дети ставят перед нами бесконечные задачи. Одни — постоянно в движении, другие — витают в облаках. Одни все теряют, другие все забывают, и почти все ворчат, когда им приходится делать го, что не хочется. Такое поведение обычно считается нормальным для детского возраста, если не являются симптомами следующих отклонений.

Почти 4 миллиона детей в США имеют диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), который стал считаться едва ли не обычной детской болезнью. Основные признаки этого состояния - невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Ребенок не может сосредоточиться на выполнении школьных заданий и домашних дел, слушает взрослых с рассеянным видом, теряет вещи, страдает забывчивостью, не может спокойно усидеть на месте, ерзает, слишком много бегает и лазает, говорит вне очереди, перебивает. Ребенку ставят диагноз СДВГ, если симптомы присутствуют в течение 6 месяцев и более, причем в такой степени, которая мешает ребенку (хотя часто степень выраженности симптомов определяют учителя или родители), и проявляются в разной обстановке (например, и дома, и в школе).

Многие считают, что симптомы СДВГ - это нормальные проявления детского возраста и что их чрезмерность всего лишь результат несоответствия между потребностями ребенка и сложностями современной жизни, с ее стрессами и высоким темпом. Некоторые сравнивают критерии, по которым ставится диагноз СДВГ, с прокрустовым ложем. (Персонаж древнегреческой мифологии Прокруст мерил всех проходящих по длине своего ложа и отрубал ноги тем, кто не укладывался в установленный им размер.) Ученые пытаются доказать, что мозг и нервная система детей с синдромом дефицита внимания имеют структурные отличия. Однако на сегодняшний день результаты исследований не позволяют сделать ясных выводов. Известно несколько факторов, которые влекут за собой СДВГ: прием лекарств, отравление свинцом и другими тяжелыми металлами, болезнь Паркинсона, травмы головы и другие вполне понятные причины. Новые исследования связывают дефицит внимания с вакцинацией детей. Психически травмы, например развод родителей или Смерть кого-то из членов семьи, тоже могут стать причиной отклонений в поведении детей, но эти случаи требуют скорее консультации психолога.

Врачи и ученые пока не выработали общего мнения по поводу многих аспектов синдрома дефицита внимания. Если просмотреть литературу, то мнений будет практически столько же, сколько авторов. Идут споры насчет постановки диагноза, лечения и даже самого существования синдрома как настоящего медицинского заболевания. Специалистов в области обучения, психологии и медицины волнует вопрос, не слишком ли часто детям ставится такой диагноз и не применяется ли избыточное лечение.

Один из наиболее проблематичных аспектов СДВГ - это субъективность в постановке диагноза. В большинстве случаев начало психологического тестирования инициирует школьный учитель, основываясь на наблюдениях в классе. Психолог, врач или другой специалист инструктирует учителей, родителей и администрацию школы, как надо наблюдать за поведением ребенка и отмечать в специальной таблице все отклонения в поведении. Там есть такие пункты, как «витает в облаках», «дуется», «ведет себя развязно», «чрезмерно обидчив», «упрям». Ясно, что это не объективный научный подход и такие таблицы не проясняют ни причин, ни характера поведения ребенка.

До 80% таких детей не проявляют никаких признаков дефицита внимания в кабинете врача. Они ничем не отличаются от остальных детей в классе, если им позволяют самим выбирать темп работы, и ведут себя совершенно нормально, когда свободно занимаются чем-то интересным.

Ни кратковременное, ни длительное применение таких лекарств, как риталин и прозак, не оправдано для лечения детей. Эти препараты контролируют симптомы лишь при постоянном приеме. Между тем проявления СДВГ обычно с возрастом проходят сами собой. Холистическйй (целостный) подход означает больше, чем просто замена лекарств натуральными средствами. Необходимо изменить свой взгляд на лечение и на СДВГ. Нужно не изобретать новую болезнь, а помогать человеку, поддерживать ребенка и не контролировать его, а смотреть на ситуацию с разных сторон и учитывать индивидуальные потребности личности.

Рассматривая альтернативную терапию, надо помнить о трех факторах:

  • Многие фармацевтические препараты не проявляют себя сразу как опасные, но со временем они изымаются с рынка из-за обнаруженных вредных воздействий на организм. Безопасность назначения психостимулирующих лекарств детям не была доказана надлежащим образом ни для одного из препаратов. Травы прошли вековую проверку.
  • Фитотерапевты успешно применяют растительные средства для лечения детей с диагнозом СДВГ.
  • СДВГ не считается состоянием, угрожающим жизни, поэтому следуйте здравому смыслу. Лечение травами вряд ли повредит вашему ребенку.


Альтернативная медицина предлагает широкий выбор методов. На эту тему есть множество хороших книг: свой опыт предлагают фитотерапия, диетотерапия, натуротерапия, китайская медицина, гомеопатия, аюрведическая медицина. Главное - это разносторонний подход. Нужно понять, что является причиной отклонений в поведении ребенка: плохое питание, стресс, проблемы в школе, отношения со сверстниками? Если ваш ребенок достаточно большой, он может принять участие в разработке стратегии для своего хорошего самочувствия. Каждый раз, когда у ребенка возникают проблемы с поведением, родители и другие люди, принимающие участие в жизни ребенка, должны честно поразмыслить, каков их вклад в эти проблемы и что можно предпринять для их разрешения. Семейные кризисы, образ жизни родителей, выбор школы, методов обучения, то, сколько времени в школе и дома ребенку позволяют просто быть ребенком, - эти и другие факторы должны быть учтены. Речь не о том, чтобы обвинить во всем взрослых, а чтобы осознать огромное влияние, которое мы оказываем на детей - на их чувство уверенности, защищенности и на самооценку. Слишком часто мы приклеиваем ярлык СДВГ (или другого отклонения), видя здоровый отклик организма на нездоровую ситуацию.

Всестороннее улучшение образа жизни ребенка и тех, кто живет с ним, идеальны не только для дБтей с проблемами в поведении, но и для всех людей. Такой подход становится связующим звеном между обычной и альтернативной терапией. Он обеспечивает нас понятиями, позволяющими развить коммуникабельность, самооценку, способности к обучению и внимательность.

Следующие рекомендации взяты из книги Томаса Армстронга «Миф о ребенке с синдромом дефицита внимания». Конечно, их выполнение потребует больше времени, чем 2 минуты, необходимые для того, чтобы дать какую-то таблетку.

  • Выясните, чем интересуется ребенок и дайте ему возможность и инструменты для удовлетворения этих интересов.
  • Запишите ребенка в секцию боевых искусств. Это поможет ему развить дисциплину, внимательность и уважение к другим. Кроме того, это хорошее средство для того, чтобы привести в гармонию физические энергии.
  • Предложите ребенку выполнить какую-либо настоящую работу. Скажите ему: «Я доверяю тебе это важное дело». Это поможет воспитать целеустремленность и ответственность. Примеры таких заданий — поливка цветов, покраска стен во время ремонта, выполнение мелких поручений (отнести что-то соседям, сходить в магазин).
  • Подумайте о том, чтобы найти для ребенка другую школу, в которой применяют индивидуальный подход к детям, или перейти на домашнее обучение.


Физические упражнения уменьшают стресс у детей и взрослых; они улучшают настроение, аппетит, внимание и сон. Времени, проводимого на школьной игровой площадке, недостаточно, и не всем детям нравится там играть. Но даже в городе вы можете обеспечить ребенку положительный опыт игры и общения с природой. Физическая активность на свежем воздухе может принимать разные формы — от походов в лес до игры в мяч во дворе. Можно вместе с ребенком лазать по деревьям, рисовать мелом на асфальте, прыгать через скакалку. Вспомните свое детство, и, возможно, вы лучше поймете ребенка.

Существует отчетливая взаимосвязь между питанием и проблемами с поведением. Избыточное потребление сахара и недостаточное поступление питательных веществ нарушают метаболизм глюкозы, что в свою очередь вызывает проблемы с поведением, аналогичные симптомам СДВГ. Нарушение в метаболических процессах глюкозы негативно влияет и на уровень кортизола, а также на работу надпочечников, вызывая чрезмерное возбуждение, за которым следует истощение и раздражительность.

Питание должно содержать достаточное количество белков. Белки состоят из аминокислот, некоторые из которых необходимы для синтеза нейромедиаторов - химических веществ, с помощью которых передаются сигналы мозга и нервной системы. Нормальная функция медиаторов обеспечивает спокойное и внимательное состояние, а также предотвращает депрессию. Определить дефицит незаменимых аминокислот можно по анализам крови. Пока вы будете переходить на диету, включающую продукты с высоким содержанием белка, дефицит аминокислот можно восполнить специальными добавками.
В современном питании доминируют продукты быстрого приготовления. По утрам большинство детей съедают чашку каких-ни-будь хлопьев или других насыщенных сахаром продуктов. После этого трудно сохранять внимание и энергию до обеда, который не намного лучше сбалансирован по содержанию питательных веществ. Влияние сахара на детей проявляется отчетливо: сначала всплеск энергии, эйфорическое состояние, а затем, когда содержание сахара начинает падать, появляется усталость, беспокойство, раздражительность, иногда тошнота или головная боль.

Помимо аллергии и чувствительности к определенным продуктам, значение имеет и дефицит питательных веществ. Нужно обратить внимание на недостаток незаменимых жирных кислот, а также магния, цинка, селена, фолиевой кислоты, витаминов группы В, А, С и биотина, Незаменимые жирные кислоты необходимы для поддержания целостности клеточных мембран, особенно в нервных клетках. Отрицательные последствия может иметь также и дефицит железа и хрома. Избыточное потребление витаминов и минеральных веществ также не рекомендуется, поэтому прежде, чем давать ребенку витамины в таблетках, определите его потребности, исходя из веса и возраста.

Если ребенок предпочитает не завтракать, дайте ему с собой в школу стаканчик йогурта, бутерброд с арахисовым маслом или пакетик с орехами и изюмом. Поведенческие проблемы нередко связывают с аллергией и повышенной чувствительностью к отдельным продуктам. Некоторые дети плохо переносят пшеницу, молочные продукты и арахис, другие реагируют на добавки к пище, такие, как консерванты, искусственные красители и ароматизаторы.

Цель фитотерапии не в том, чтобы убрать внешние симптомы. Симптом — лишь проявление более глубоких проблем, которые требуют пристального внимания. Вам нужно не просто заменить синтетическое лекарство природным. Ваша Цель - выяснить потребности ребенка и обеспечить ему соответствующую поддержку. Растительные средства наиболее эффективны, когда они применяются в комплексе с изменениями в диете и образе жизни.

Растительные средства могут помочь детям с основными проявлениями синдрома дефицита внимания. Они питают нервную систему, снижают гиперактивность и депрессию, поддерживают выработку гормонов надпочечниками, предотвращают постоянное стрессовое состояние, которое может стать причиной раздражительности, тревоги и усталости. Травы обеспечивают микроэлементами и повышают внимательность, улучшая мозговое кровообращение.
Кроме того, чашка травяного чая, выпитая в кругу близких людей, улучшает настроение.

При дефиците внимания особенно хороши травы, которые поддерживают и питают нервную и гормональную системы организма. Полезны и растения, богатые питательными веществами, а также те, что выводят тяжелые металлы и другие токсины. Большинство из этих трав оказывают мягкое расслабляющее действие; они не действуют как седативные средства или наркотики. Время от времени вы можете увеличивать дозы, чтобы помочь ребенку отдохнуть или выспаться (см. раздел «Ночные кошмары и нарушения сна»). Большинство рецептов можно использовать в течение длительного периода в качестве тоников. Выберите одно-два успокаивающих растения, чтобы использовать в комплексе с питающими и очищающими кровь травами.

Помните:результаты проявляются не сразу и траволечение должно сопутствовать изменению образа жизни.


Растительные средства обычно дают детям в форме настоек на спиртовом или глицериновом основании. Если ребенку придется принимать настойку в школе, письменно известите об этом учителя. Дети не всегда соглашаются регулярно пить травяной чай, поэтому настойки - идеальная форма, ведь на один прием достаточно нескольких капель. Кроме того, настойку легко замаскировать фруктовым соком.

Расслабляющие травы. Из следующего списка выберите травы, которые лучше всего подойдут вашему ребенку.

  • Пассифлора, хмель, валериана. Эти травы можно использовать как мягкие седативные средства перед сном или в ситуациях, когда ребёнок должен быть спокоен в течение длительного времени, например, при долгом путешествии в машине или на самолете. Применяйте в форме настойки от 1/4 до 1/2 чайной ложки каждые несколько часов. В сложных случаях дозу можно увеличить. Эти травы могут вызвать сонливость, поэтому не предлагайте их подросткам, которым, возможно, придется выполнять какую-то сложную работу. У некоторых детей валериана может усилить симптомы гиперактивности. Если вы заметите что-то подобное, замените ее шлемником.
  • Овсяная солома, шлемник, мелисса и вербена. Эти травы допускаются для длительного применения в качестве тоников нервной системы. Вместо овсяной соломы можно взять овсяные хлопья. Из овсяной соломы и мелиссы обычно готовят чай. Любую из этих трав, по отдельности или в комбинации с другими, можно давать в форме настойки по 1/2 - 1 чайной ложке до четырех раз в день.
  • Овес. Овес содержит большое количество кальция. Он укрепляет нервную систему и оказывает мягкое седативное действие. Большинство детей любят овсяную кашу, овсяное печенье, мюсли и другие продукты из овса. Согласно Аюрведе повышенная возбудимость связана с избытком «ветра». Овес специально используется как ветрогонное средство.
  • Женьшень и крапива. Это отличные тоники, действующие на надпочечники. Они улучшают способность организма противостоять стрессовым ситуациям. Давайте 1/4-1/2 чайной ложки сибирского женьшеня 2-3 раза в день. Настойку крапивы давайте по 1/2 - 1 чайной ложке 2-3 раза в день или используйте крапиву как чай. Весной ее добавляют в блюда как обычную овощную культуру.


Расслабляющий чай. Мелисса, ромашка и лаванда уменьшают раздражительность, тревожное состояние и гиперактивность, способствуя общей релаксации. Эти травы можно использовать для улучшения сна ребенка.

  • 1/2 чайной ложки сухой мелиссы
  • 1/2 чайной ложки сухих цветков ромашки
  • 1/2 чайной ложки сухих цветков лаванды
  • 1 стакан кипятка


Смешайте все травы в миске или заварном чайнике, залейте кипятком, настаивайте под крышкой 15 минут. Давайте ребенку этот чай несколько раз в течение дня.

По этому же рецепту можно приготовить и настойку. Давайте ее ребенку по 1/8-1 чайной ложке каждые 4 часа. В тяжелых случаях можно давать каждые полчаса в течение 2 часов.

  • Гинкго и готу кола. Эти травы улучшают мозговое кровообращение, поэтому особенно рекомендованы пожилым людям для улучшения памяти и ясности ума. В небольших количествах их можно даватК и детям, по У4-У2 чайной ложки смеси настоек до 3 раз в день.
  • Корень одуванчика. Это растение, снимающее вспышки агрессии. Корень одуванчика тонизирует печень и органы пищеварительной системы. Кроме того, одуванчик извлекает из почвы множество полезных веществ. Большинству детей не нравится вкус настоя, поэтому сделайте сироп и давайте его по 1 столовой ложке в день или используйте 10-30 капель настойки 2 раза в день. Продолжайте прием в течение минимум 6 недель, наблюдая за изменениями. Одуванчик безопасен для постоянного применения. Если улучшения заметны, можете регулярно давать его ребенку.


Очищающие кровь и питающие травы. Их используют для выведения тяжелых металлов и других токсинов, а также для того, чтобы обеспечить организм минеральными веществами высокого качества.

КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Если вы подозреваете, что у ребенка отравление свинцом или другими тяжелыми металлами, немедленно обращайтесь за медицинской помощью.

  • Красный клевер. Этот обычный садовый сорняк имеет способность «очищать» кровь. Он обеспечивает организм микроэлементами и оказывает мягкое антиспазматическое действие. Приготовьте настой из 30 граммов клевера на 1/2 литра воды, настаивайте 1 час. Можно пить по 1 стакану ежедневно в горячем или холодном виде, отдельно или в смеси с другими травами.
  • Бурые водоросли. Удивительно сильное морское растение, содержащее химические компоненты, способные связывать тяжелые металлы и радиоактивные вещества и быстро удалять их через кишечник. В Западной Европе бурые водоросли используются персоналом атомных электростанций в качестве профилактической меры против радиационного заражения. Кроме того, бурые водоросли помогают регулировать работу гормональных систем. Это отличный источник йода, а также витаминов В, Е, D, К, кальция и магния. Они очень полезны при расстройствах нервной системы. Водоросли можно использовать в разных формах: как приправу к пище (до 1 столовой ложки порошка водорослей в день), в виде капсул или добавлять кусочки водорослей в супы и рагу. Можно сделать отвар из бурых водорослей, проварив несколько кусочков примерно в двух стаканах воды в течение 30 минут. Пейте этот отвар просто так или в смеси с бульоном. Чтобы привыкнуть к вкусу бурых водорослей, требуется некоторое время, поэтому начинайте с небольшого количества. Даже если они не понравятся ребенку на вкус, ввиду их исключительной пользы, продолжайте добавлять культуру в пищу.
  • Крапива. Это растение стабилизирует содержание сахара в крови, улучшает функцию надпочечников и снижает аллергические проявления. Растение исключительно богато содержанием минеральных веществ, оно повышает энергию (энергию полноты и спокойствия). 1 стакан настоя в день улучшает общее состояние ребенка и нормализует содержание сахара. Весной вы можете собирать молодые листья крапивы и использовать их как овощную культуру.


Опасность применения стимулирующих медикаментов.

Стандартное лечение СДВГ заключается в применении риталина и других стимулирующих медикаментов. Между тем большинство синтетических веществ могут вызывать сильную психологическую и физическую зависимость.

Например, никто не может четко объяснить, как работает риталин. Обычно считают, что риталин способствует высвобождению нейростимулятора дофамина. Однако другие психостимулирующие вещества также влияют на симптомы СДВГ, хотя и не повышают уровень дофамина. Имеются утверждения учителей и родителей, что риталин положительно влияет на поведение детей. Тем не менее применение этого и других препаратов вызывает множество вопросов. По свидетельству врачей, проводивших исследования, у многих детей с диагнозом СДВГ не наблюдалось никакого эффекта от применения риталина. Среди тех, у кого наступило улучшение, была большая доля, реагировавших таким же образом на плацебо. Долговременные эффекты риталина еще не изучены.

С применением риталина и других стимулирующих препаратов связывают целый ряд побочных эффектов:

  • обострение симптомов
  • потеря аппетита
  • бессонница
  • головная боль
  • боли в животе
  • учащенное сердцебиение и повышенное кровяное давление
  • тики
  • депрессия
  • тревожное и замкнутое состояние
  • чувство раздвоения личности


Некоторые Исследователи считают, что достоинства применения медикаментов Сильно преувеличены. Например, за улучшением поведения и внимательности не всегда следуют успехи в учебе. Исследователь Питер Бреггин связывает с риталином снижение спонтанного поведения, обеднение эмоций, потерю любопытства и творческих способностей, что и ведет к покорности и послушанию. Он утверждает, что преимущества применения риталина ощущают скорее воспитатели, чем ребенок, и задает вопрос: какой ценой достигаются эти преимущества?

В возрасте от 5 до 15 лет функции мозга постоянно претерпевают изменения. И именно в этот период чаще всего детям назначают риталин и другие стимулирующие медикаменты. Разумно ли «промывать мозги» ребенка химикатами?

Ароматерапия - это еще один инструмент для лечения синдрома дефицита внимания. Известно, что запахи влияют на глубокий эмоциональный уровень людей, воздействуя на структуры мозга. Масла для ароматерапии можно добавлять в воду для ванн, травяные подушечки или распылять в воздухе с помощью специальных устройств. Лаванда, роза и ромашка способствуют релаксации и спокойствию, цитрус и мята оказывают стимулирующее действие и могут использоваться при лечении депрессии, ваниль повышает сосредоточенность.

 
fig52.jpg
Пользователи : 1
Статьи : 573
Просмотры материалов : 1478585



Сейчас 107 гостей онлайн