Интересное:
Развивающие детские коврики в Самаре можете заказать в компании "Линд-С"

Развитие ребенка после года

ока растет наш ребенок, нам постоянно хочется, чтобы он стал больше, старше, взрослее, чтобы множились его умения, росли и прибавлялись его знания. Мы постоянно измеряем материнство маленькими шажками: «скоро головку начнет держать», «скорее бы он уже смог сидеть сам», «ну, когда же ты пойдешь?!», «уже может говорить целыми фразами!», «скорее бы в садик», «мы уже в подготовительной группе!», «ну, вот... первый класс!», «скорее бы уже закончилась эта школа!», «ходим на подготовительные в институт!» и т. д. и т. п.

Так и подгоняем время, не всегда успев насладиться каждым возрастом, каждым шагом, каждым достижением нашего ребенка. Вот вы уже и подошли к большому и важному рубежу — вашему ребенку исполнился 1 год! Многое уже вы сможете испытать и увидеть, только если у вас родится еще один ребенок. Теперь вашего малыша уже так просто не подержишь на ручках, ему охота бегать и познавать мир, а не сидеть с мамой. Позади и первая улыбка, и первое слово, и многое другое. Но впереди — необъятный мир приключений. Дети — это интереснейшее увлекательное путешествие! Радуйтесь с ними, наблюдайте за ними, любите их и принимайте любовь от них, идите рядом, иногда на полшага впереди, иногда слегка отставайте, помогайте и поддерживайте их. Не торопите время, наслаждайтесь материнством.

Ну, а что же дальше? А дальше — новые переживания и новые радости, новые заботы и новые достижения, новые открытия и новые рубежи, совместное взросление и развитие. С одной стороны уже знакомые, а с другой — совершенно новые. Как это будет происходить? Давайте посмотрим.

Дальнейшее развитие ребенка

Как считает известный психолог Э. Эриксон, на протяжении всей жизни человек проходит через кризисные этапы своего развития, которые могут содержать в себе как позитивные, так и негативные моменты. Каждому возрасту присущ свой конфликт, разрешая который, ребенок приобретает определенные положительные качества. Если же конфликт не удается разрешить в данном периоде, то ребенок получает некие негативные качества, нанося тем самым вред своему личностному развитию.

Задача родителя — способствовать благоприятному прохождению каждого возрастного этапа ребенка. Становление из вашего пока еще совсем маленького ребенка счастливой взрослой (зрелой) личности — одна из самых главных задач материнства и родительства.

Чтобы понимать, как и чем можно помогать ребенку в том или ином возрасте, необходимо знать этапы его развития. По мнению Э. Эриксона, таких этапов пять.

Первая стадия психосоциального развития ребенка охватывает его первый год жизни.

На этом этапе закладывается хорошая основа для становления здоровой личности в будущем, при условии его благоприятного прохождения. Эта стадия подробно описана в начале второй части книги, поэтому нет смысла сейчас останавливаться на ней. Тем более, что мы уже подросли и нам интересно, что же будет дальше!

Вторая стадия
развития начинается около 1 года и продолжается примерно до 3 лет.

Важным приобретением в этом возрасте становится самостоятельность и самоконтроль ребенка. Именно с этого периода мы начинаем наблюдать известное всем родителям «Я сам!».

Малыш забирает из рук мамы шапку и, пытаясь правильно приладить ее на голову, говорит: «Я саам!». «Я сам!» — слышно из ванной во время купания. «Я сам!» — сидит уже полчаса в коридоре, пытаясь застегнуть сандалии. «Я сам!» — несется за тряпкой, чтобы вытереть пролитый на пол компот. «Я сам!» — пыхтит малыш, вставляя пальчиками пуговку в дырочку. «Я сам!» — говорит ребенок, пытаясь выстроить небоскреб из конструктора. И если выполнить действие удается, мы видим светящиеся от гордости и радости глаза малыша, ведь «ОН САМ!».

Родителям предстоит терпеливо «сдавать позиции» и учиться предоставлять своему ребенку все большую и большую свободу и контроль над своими поступками. Ограничения должны по возможности касаться только лишь действий, потенциально опасных для жизни и здоровья ребенка или окружающих. Такое поведение необходимо пресекать, ясно давая понять малышу, что делать нельзя. Здесь не должно быть двойного смысла и двойных посланий. «Нельзя» должно быть категоричное и однозначное.

Если ваш ребенок, постоянно бьет сестру вашего мужа (кого-то другого, дерется вообще), никого не слушая, подумайте, почему так происходит Пример с сестрой мужа — тетей ребенка — привожу не случайно, мама этого ребенка терпеть не могла эту родственницу, но ничего ей не говорила и запретить приходить в гости к собственному брату, конечно же, не могла. Однажды, заигравшись, малыш ударил эту девушку по лицу достаточно сильно, но не специально. Реакция мамы была двойной: строго прикрикнув «нельзя так делать!», в душе она испытала огромную радость от того, что обидчице «досталось», и не смогла скрыть свою реакцию от ребенка. Такое невысказанное послание «говорило» малышу: «Здорово! Так ей и надо! Молодец! Я довольна!».

Детей совсем не просто обмануть, все ваши лукавства они чувствуют. Теперь, чтобы доставить радость маме, этот ребенок всегда норовит ударить свою тетю, когда та приходит к ним в дом, а слово «нельзя» уже не имеет никакого значения (если только обратное). Поэтому всегда следите за тем, что и как вы говорите ребенку.

Если по каким-то причинам ребенка чрезмерно опекают и контролируют в этом возрасте, не давая ему свободы, в малыше могут зародиться сомнения и чувство унижения, что в дальнейшем скажется на личностных чертах ребенка и его взаимоотношениях. В будущем из него может вырасти неуверенный в себе взрослый, с подозрением относящийся к себе и к окружающим его людям.

Третья стадия развития начинается около 3 лет и завершается примерно в 6 лет.

Важным приобретением ребенка в данном периоде может стать чувство инициативы. Родители, поощряющие самостоятельные действия своих детей, положительно относящиеся к их волеизъявлению, поддерживающие и одобряющие чувство инициативы у своего чада, создают благоприятные условия для его правильного и энергичного развития.

Родители, чрезмерно наказывающие своих детей, не позволяющие им действовать самостоятельно, стимулируют появление у ребенка чувства вины и собственной никчемности.

Четвертая стадия начинается примерно в 6 лет и продолжается примерно до 12 лет.

У ребенка развивается чувство трудолюбия, если стремление ребенка к познанию положительно подкрепляется и удовлетворяется его учителями в школе и родителями дома. Ребенок теперь «видит» себя так: «Я — то, чему я научился». На этой стадии важно не отбить охоту у ребенка к дальнейшему обучению и не зародить в нем сомнения в собственной компетентности. Ребенок, испытывающий чувство неполноценности, не сможет эффективно функционировать в окружающем его мире.

Пятая стадия развития длится примерно с 12 до 19 лет.

В этом возрасте мы видим уже не ребенка, но еще и не взрослого. Подростку предстоит решить важную задачу — научиться понимать себя. Эриксон называет приобретение этой стадии самотождественностью. Подростку предстоит собрать и соединить воедино все имеющиеся к тому времени знания о себе.

Неспособность подростка на данном этапе достичь ощущения самотождественности характеризуется чаще всего чувством бесцельности, потерянности и отчужденности. У него пропадает желание учиться, нет видения себя в будущем, он неспособен выбрать свой дальнейший путь и связать себя с какой-то профессией.

Основа благополучной юности, по мнению Э. Эриксона, закладывается в детстве.

Дальнейшие психосоциальные стадии развития рассматривают развитие уже взрослой («зрелой») жизни, а потому не будут приведены в данной книге.

Кризисы — это переходные моменты в жизни ребенка к последующему новому этапу.

Кризис первого года обычно приходится на возраст от 9 до 14 месяцев. Суть кризиса первого года жизни вытекает из его приобретений — годовалый ребенок начинает самостоятельно ходить, и у него появляется первая речь. Благодаря таким ново-приобретениям малыш получает некоторую самостоятельность, а значит, то слияние с мамой, в котором пребывал малыш, начинает исчезать. И если до этого связка мать-дитя воспринималась малышом как одно целое, то теперь их стало двое: ребенок и мама.

Такому отделению от матери и приобретению все большей самостоятельности должен способствовать взрослый. Конечно, это не значит, что вы больше не нужны ребенку, нет. Просто теперь ваше общение должно строиться иначе, с учетом взросления малыша. Без вас он по-прежнему не сможет благополучно осваивать этот мир, так как ему необходимо ваше участие в обучении и воспитании, но теперь вы это будете осуществлять в совместной деятельности. Уважайте малыша в его взрослении.

 
r90.jpg
Пользователи : 1
Статьи : 573
Просмотры материалов : 2659142



Сейчас 189 гостей онлайн